Вероятность наступления состояния банкротства и меры его предотвращения

Проведенный анализ финансового состояния и финансовых результатов ОАО «Псковавиа» показал, что текущая деятельность Общества является убыточной, и как следствие возникает риск банкротства.

Таким образом в отчетном периоде был получен убыток по основной деятельности в размере 174 582 тыс. руб., причиной данного результата является значительное превышение себестоимости над выручкой, при этом необходимо обратить внимание на то, наибольший удельный вес в структуре себестоимости летного часа занимают затраты на авиа ГСМ, аэропортовые сборы и наземное обслуживание.

Низкая доходность объясняется тем, что авиакомпания не вправе самостоятельно устанавливать цены на рейс, она должна руководствоваться установленными тарифами. Кроме того, в условиях экономического кризиса авиапредприятие вынуждено сдерживать уровень цен на авиабилеты, так как происходит падение покупательной способности населения. Чистая прибыль Общества, в основном, формируется за счет получения субсидий на осуществление пассажирских перевозок, а также за счет возникновения положительных курсовых разниц.

У Общества существует риск возникновения убытков вследствие неоплаты или просроченной оплаты своих финансовых обязательств. Данный риск сложно минимизировать в связи с тем, что основное поступление доходов от пассажирских перевозок осуществляется из средств федерального и регионального бюджетов. Кассовый разрыв составляет от 60 до 90 дней, в связи с обязательной предоплатой по обеспечению рейсов и фактическому получению денежных средств из бюджетов по возмещению данных расходов.

А также присутствует риск несвоевременной оплаты платежей поставщикам, что приводит к кризису притока денежных средств, увеличению расходной части по возникшим штрафным санкциям за несвоевременное исполнение договорных обязательств по оплате данной кредиторской задолженности.

Так как авиационная отрасль характеризуется значительной капиталоемкостью, общество постоянно испытывает нехватку оборотных средств, и поэтому вынуждено использовать инструмент банковского кредита. Однако неблагоприятные изменения на рынке кредитования приводят к увеличению расходов по обслуживанию долга, и как следствие приводит к снижению рентабельности.

Исходя из полученных результатов анализа рентабельности хозяйственной деятельности ОАО «Псковавиа», следует вывод о необходимости разработке мер по управлению рентабельностью собственного капитала.



Эффект финансового рычага (ЭФР) является инструментом управления рентабельностью собственного капитала, который возникает в связи с использованием заемных и временно привлеченных средств:

ЭФР = (1 – Снп)×(ρэк - ПК)× (15)

,где ЭФР – эффект финансового рычага, %;

Снп – ставка налога на прибыль, в долях;

ρэк – рентабельность экономическая, определяемая по прибыли до налогообложения без учета процентов к уплате, %;

ПК – стоимость заемных и временно привлеченных средств, %

ЗК – заемные и временно привлеченные средства;

СК – Собственные средства.

Рассмотри эффект финансового рычага (см. табл. 34)

Таблица 34 – Расчет и оценка эффекта финансового рычага по данным бухгалтерской отчетности ОАО «Псковавиа»
Показатели
Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. 84 420 98352,5
Среднегодовая стоимость собственных средств, тыс. руб. 2 309 13 054
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 5 510 2 709
Прибыль до налогообложения скорректированная, тыс. руб. 5 561 3 760
Финансовая рентабельность, % 238,63 20,75
Экономическая рентабельность, % 6,53 2,75
ЭФР, % 232,10 18,00

Продолжение таблицы

Чистая прибыль, тыс. руб.
Чистая прибыль скорректированная, тыс. руб. 2 930,40 382,40
Финансовая рентабельность, % 113,10 2,96
Экономическая рентабельность, % 3,47 0,39
ЭФР, % 110,56 1,79

Из результатов расчетов, приведенных в таблице 34, видно, что за счет привлечения заемных средств Общество в 2014 г. получило на 108,77 процентных пункта меньший уровень прибыли на собственный капитал, чем в прошлом периоде. Таким образом эффективность использования заемных средств авиапредприятия снизилась. Важно отметить то, что экономическая рентабельность имеет отрицательную динамику и значительное отклонение от средневзвешенной процентной ставки по кредитным операциям: например, в 2014 г. средневзвешенная процентная ставка по кредитным операциям составляла 12%, что на 11,61 % большое экономической рентабельности Общества. Таким образом отрицательное значение дифференциала финансового рычага, приводящее к снижению рентабельности собственного капитала (значительная часть прибыли генерируемой собственным капиталом уходит на обслуживание используемого заемного капитала), указывает на необходимость снизить стоимость привлечения заемного капитала или вовсе отказаться от его использования.



Оценка показателей платежеспособности Общества, проведенная ранее, выявила неспособность обеспечить финансовыми ресурсами текущую деятельность. Поэтому мы наблюдаем ранние признаки банкротства авиапредприятия: задержки платежей по обязательствам; несвоевременное погашение кредитов; резкие изменения в структуре баланса, разбалансирование дебиторской и кредиторской задолженности (уровень кредиторской задолженности превышает уровень дебиторской задолженности на 56,73 процентных пункта).

В настоящее время в зарубежной экономической литературе предлагается множество различных методик для прогноза вероятности наступления банкротства, но, как отмечают российские экономисты, применение иностранных моделей не принесло достаточно точных результатов, поэтому были предложены адаптированные к российской экономике модели прогноза вероятности наступления банкротства предприятий.

На основе пятифакторной математической модели Альтмана (16) вероятность банкротства ОАО «Псковавиа», составила 2,78.

Z = 0,717×X1 + 0,847×X2+3,107×X3+0,420×X4+0,998×X5 (16)

, где X1 – доля оборотного капитала в активах;

X2 – отношение накопленной прибыли к активам;

X3 – рентабельность активов;

X4 – коэффициент финансовой зависимости;

X5 – оборачиваемость активов.

Полученное значение вероятности наступления банкротства находится в пределах значения 1,2 < Z < 2,9, что означает среднюю вероятность банкротства.

В соответствии с предложенной системой показателей для оценки финансового состояния предприятия с целью определения вероятности банкротства известным финансовым аналитиком Уильямом Бивером, проведены расчеты и оформлены в таблице 35.

Таблица - 35 Диагностика банкротства ОАО «Псковавиа» с использованием системы показателей У. Бивера
Показатель Нормативное значение Значение
благоприятно 5 лет до банкротства 1 год до банкротства
Коэффициент Бивера -0,19 0,4 – 0,45 0,17 -0,15
Рентабельность активов, % 2,75 6 – 8 -22
Финансовый рычаг,% 87,91 < 37 < 50
Коэффициент покрытия активов собственными оборотными средствами -0,46 0,4 < 0,3 0,06
Коэффициент текущей ликвидности 0,69 < 3,2 < 2

По данным таблицы 35 вероятность банкротства авиапредприятия наступит в следующем отчетном периоде.

Таким образом, исходя из расчетов по двум моделям, следует вывод о высокой вероятности наступлении банкротства Общества, что предполагает разработку мер по предотвращению банкротства.

На основании анализа деятельности ОАО «Псковавиа» и расчета вероятности банкротства, можно выделить основные факторы, которые негативно влияют на формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности авиапредприятия, и в соответствии с этим предложить меры по их устранению (см. табл. 36)

Таблица 36 - Мероприятия по повышению финансовых результатов ОАО Псковавиа
№ п/п Факторы влияния Мероприятия, направленные на устранение факторов (или на их минимизацию)
Доля кредиторской задолженности превышает долю дебиторской задолженности на 34,4 процентных пункта Реструктуризация кредиторской задолженности, а именно проведение взаимозачетов между организациями; Пересмотр и изменение кредитной политики авиапредприятия по отношению к краткосрочной задолженности; Разработка и внедрение эффективных способов рефинансирования дебиторской задолженности, которые позволят вернуть денежные средства за оказанные услуги.
Снижение доли уставного капитала, и превышение над ним доли заемного капитала на 83,06 процентных пункта Увеличение уставного капитала за счет дополнительных вкладов участников на основании решения общего собрания участников.
Отрицательная рентабельность продаж - наибольший убыток Общество получает от оказания следующих услуг: аэропортовые сборы и наземное обслуживание; пассажирские перевозки; прочее (производство тепловой энергии и передача горячей воды); Превышение уровня себестоимости над уровнем выручки в 1,6 раза; темп роста себестоимости опережает темп роста выручки на 32 %, что ухудшает рентабельность продаж и повышает риск получения убытков в будущем. Изучение рынка сбыта услуг, разработка новых маршрутов; снижение удельного себестоимости через снижение затрат на «аэропортовые сборы и наземное обслуживание».

Помимо факторов микросреды, значительное влияние на финансовые результаты оказывают факторы макросреды: кризисные явления в экономике мировой экономике и на рынке авиауслуг, возможность получения государственной поддержки.

Учитывая факторы макро- и микросреды, в настоящее время мы можем наблюдать слияние и поглощение компаний рынка авиаперевозок. Испытывая кризис авиакомпании стремятся реструктурировать бизнес, через объединение активов авиакомпании наращивают долю на авиарынках. С точки зрения управления объединение компаний позволяет привлечь дополнительные инвестиции, снизить издержки, и повысить качество услуг.

Таким образом еще одним решением по повышению финансовых результатов и предотвращению банкротства является процесс оформления сделки по слиянию Общества с другой кампанией рынка авиаперевозок.


Заключение

Финансовые результаты деятельности авиапредприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности, которые зависят от множества факторов как макросреды, так и микросреды. В условиях экономического кризиса и кризиса на рынке авиаслуг поиск резервов увеличения прибыли, разработка мероприятий по улучшению финансового состояния являются одними из основных целей проведения анализа финансовых результатов.

Таким образом все вышесказанное сказанное определило актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы.

Учетно-аналитическое обеспечение финансовых результатов было рассмотрено на основе ОАО «Псковавиа», которое испытывает кризисное состояние, в рассматриваемом периоде 2012 – 2014 гг.

Основным видом деятельности Общества является оказание услуг по осуществлению воздушных пассажирских и грузовых перевозок на внутренних и местных линиях, важно отметить то, что расходы на осуществление пассажирских авиаперевозок возмещаются за счет получаемых субсидий, доля которых в структуре доходов составляет 41 % на 31 декабря 2014 г.

Большое влияние на конечный финансовый результат оказывают доходы и расходы как от основной, так и от прочей деятельности. Поэтому был изучен учет доходов и расходов от основного и прочего видов деятельности, а также было изучено формирование конечного финансового результата. Учет ведется в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета, и с применением общей системы налогообложения.

Специфика организации ведения бухгалтерского учета в ОАО «Псковавиа» выражается в том, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности принимают участие все структурные подразделения аэропорта занятые в основном и вспомогательном производствах. Таким образом, затраты (себестоимость) по авиаперевозкам формируются на счете 20 «Авиаперевозки», затем списываются на счет 90-2 «Себестоимость продаж», и по окончании каждого месяца определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж.

Изучив процесс учета и формирования финансовых результатов, был проведен анализ финансовых результатов, который выявил причины кризисного состояния и нестабильной платежеспособности.

На снижение чистой прибыли главным образом повлиял рост убытка от продаж в размере 108 733 тыс. руб., в то же время положительное влияние оказывают результаты от прочей деятельности – в основном за счет субсидирования.

Для полного представления об эффективности работы авиапредприятия и о доходности различных направлений его деятельности был осуществлен анализ рентабельности хозяйственной деятельности.

Оценка динамики основных показателей рентабельности показала то, что все показатели рентабельности имеют отрицательную динамику, так как в анализируемом периоде наблюдается снижение бухгалтерской прибыли и рост убытков от продаж.

На снижение финансовой рентабельности повлияло снижение экономической рентабельности за счет роста материалоемкости и амортизационной емкости, кроме этого снижение экономической рентабельности свидетельствует о возможном падении уровня спроса на услуги.

Так же в отчетном периоде был выявлен наиболее рентабельный вид услуг «Вертолет и фрахт» - 21,76 %, и убыточные виды услуг: производство тепловой энергии и передача горячей воды (-73,99%); пассажирские перевозки (-61,62%); аэропортовые сборы и наземное обслуживание (-54,86%).

Результат расчета эффекта финансового рычага выявил снижение эффективности использования заемных средств, одновременно с этим отрицательное значение дифференциала финансового рычага указывает на необходимость снижения стоимости привлечения заемного капитала или вовсе отказаться от его использования.

Таким образом выявлены ранние признаки банкротства авиапредприятия, и по результатам расчетов вероятность наступления банкротства, проведенных по модели Альтмана и с использованием системы показателей У. Бивера, наступит в следующем отчетном периоде.

Для улучшения финансового состояния ОАО «Псковавиа» и как следствие предотвращения банкротства в данной работе предлагаются мероприятия, которые направлены на устранение (минимизацию) факторов, негативно влияющих на финансовые результаты Общества: реструктуризация кредиторской задолженности; изменение кредитной политики; увеличение уставного капитала; разработка новых маршрутов.


Список использованной литературы

1. Налоговый Кодекс РФ

2. Гражданский Кодекс РФ

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ

4. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ

5. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»

6. Приказ Минфина РФ от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»

7. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)»

8. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99

9. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99

10. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»

11. Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи»» ПБУ 13/2000

12. Методические рекомендации по оценке финансового состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки, утвержденным распоряжением Министерства России от 05.05.2012 г. № ИЛ-62-р

13. Доклад о результатах в 2014 году и основных направлениях деятельности министерства транспорта РФ на 2015-2017 год

14. Бабаев Ю.А., Макарова Л.Г. Петров А.М. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / под ред. проф. Бабаева Ю.А. – М, 2015. – 463 с.

15. Баскакова О. В., Сейко Л. Ф. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013 – 372 с.

16. Бочаров В.В. Финансовый анализ. Краткий курс. 2- е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.

17. Вахрушина М. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 463 с.

18. Гетьман В. Г. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие / Е. И. Костюкова, О. В. Ельчанинова, С. А. Тунин; под ред. Е. И. Костюковой. – М.: КНОРУС, 2015. – 406 с.

19. Грачев А. В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: Учебное пособие. – М.: ДИС, 2004

20. Губенко А. В., Смуров Д. С. Экономика воздушного транспорта. – Спю.: Питер, 2009. – 288 с.

21. Егорова С.Е., Будасова В. А. Теория экономического анализа: учебное пособие. – Издательство Псков ГУ

22. Егорова С.Е., Волкова О.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. – Псков: Издательство ППИ, 2011. – 224 с: ил.

23. Ефимова О. В. Финансовый анализ. 4 – е изд., перераб. и до. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 528 с.

24. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010 г.

25. Ковалева А. М. Финансовый менеджмент: учебник / под ред. д.э.н., А. М. Ковалевой. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 284 с.

26. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 681 с.

27. Крылов Э. И, Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005, - 720 с.

28. Лысов И. А. Понятие, сущность и значение финансовых результатов предприятия // Вестник НГИЭИ. – 2015. - № 3 (46)

29. Мельник М. В., Егорова С. Е., Кулакова Н. Г., Юданова Л.А. Комплексный экономический анализ: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2016, - 352 с.

30. Пронина Е.В. Анализ хозяйственной деятельности ГА: учебное пособие. – М, 2014 г.

31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008 г.

32. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

33. Суслова Ю. А. Субсидии: учет и налогообложение // Бухгалтерский учет. – 2016. - №12 декабрь

34. Гончарова А. И. Оценка платежеспособности предприятия: проблема эффективности критериев // Экономический анализ: теория и практика. – 2005. - № 3 (36)

35. Иванова Л. И. Методические подходы к определению сущности и оценке показателей платежеспособности организации // Экономические науки. – 2012. - №12 (97)

36. Любушин Н. П. Система показателей анализа финансового состояния организации и методы их определения // Экономический анализ: теория и практика. – 2003. - №2

37. Маслов Б. Г. Зарубежные и Российские методики прогнозирования банкротства // Управленческий учет. – 2005. - №5

38. Шеремет АД., Сайфулии Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М, 2008 г. Рыжкова Я. В. Значение финансовых результатов для предприятия // Экономика и социум. – 2016. - № (6) 25

39. Анализ финансового состояния предприятия / Прогнозирование вероятности банкротства на основе модели Бивера. – 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/1/prognozirovanie_verojatnosti_bankrotstva_na_osnove_modeli_bivera/13-1-0-83


versalskij-mirnij-dogovor-1919-god.html
versalsko-vashingtonskaya-sistema-mo-sozdanie-etapi-razvitiya-krizis16.html
    PR.RU™